zazabusch

17.12
15:51

О том, как одна маленькая женщина сыграла в свою игру с тоталитарным режимом


Ханна Арендт в своем роде символ. Она фактически создала теорию тоталитаризма. Без Ханны Арендт, быть может, существовали бы лишь «режим Гитлера» и «режим Сталина», а этого мало, слишком мало для осмысления опыта ХХ века.Ханна Арендт – немецкая еврейка. Если бы, не дай Бог, ей не повезло спастись, мир бы, вне всякого сомнения, обеднел.Мне не хочется пересказывать её биографию. Зато очень хочется сказать, что блуждающий по Интернету вопрос, как могла еврейка Ханна Арендт любить и защищать убежденного нациста Хайдеггера – глуп уже в самой своей постановке. Как могла? Легко. Но дело даже не в абсурдности самого вопроса. Дело в том, что читать внимательнее надо. В «Истоках тоталитаризма» есть не слишком завуалированный ответ:«О тех же представителях элиты, кто когда-либо позволил тоталитарным движениям соблазнить себя, и кого иногда из-за их умственной одаренности даже обвиняют как вдохновителей тоталитаризма, со всей беспристрастностью надо сказать то, что эти безрассудные дети XX в. делали или не делали, не имело никакого влияния на тоталитаризм, хотя оно и играло некоторую роль в ранних успешных попытках таких движений заставить внешний мир воспринимать их учения серьезно. Всюду, где тоталитарные движения захватывали власть, вся эта группа сочувствующих бывала потрясена еще до того, как тоталитарные режимы приступали к совершению своих величайших преступлений».Арендт написала книгу, которую я не хотела заканчивать читать. Почти 700 страниц научного текста с огромных количеством кросс-ссылок написаны так, что хочется растянуть удовольствие от прочтения. Дар аналитики автора сочетается с редким даром удачных формулировок. Меня зацепила эта книга, в общем-то, являющая собой чуть ли не канонический пример политологического анализа. Причем зацепила на глубоко личностном, эмоциональном уровне – диво дивное.Ну, и кроме этого, «Истоки тоталитаризма» определенно повышают уровень познаний в области, и уж точно не устарели со времени написания – 1951 г. Это не прикладной анализ – фундаментальный. Вы не найдете в книге вариантов решения проблемы или способов предотвращения, но зато непременно найдете систему, в которую организован текст, четкие формулировки и интересный материал.Отдельное человеческое спасибо переводчикам. Единственное издание на русском, которое я нашла – это издание московского ЦентрКома 1996 г. Очень качественный перевод, не вызывающий никаких нареканий. Единственный раз, когда я растерялась немного – это когда нашла слово «ассумпциаты» и полдня пыталась понять, что имелось в виду. Потом медитативное распивание чая помогло сообразить, что речь шла об «ассумпционистах». Могла б и быстрее сообразить, но я с католическими орденами на Вы и шепотом. В моем понимании этот единственный огрех перевода не портит, так что я придираюсь исключительно из мелочности натуры. На самом деле на такой перевод грех жаловаться.Ну, и еще пару слов. Арендт можно за многое критиковать. Слишком большой акцент на вопросах антисемитизма (вообще-то смешной аргумент, но оставим его на совести критиков), оставленный за бортом анализ понятия «тоталитарная бюрократия», несделанное то, непонятое это…. Арендт уже сама по себе символ, идея. Когда я вижу её фото, её потрет, материалы о ней, о том, что она не сказала и не написала, я думаю лишь в одном контексте – как жаль, что она не успела. Чертовски жаль.
О том, как одна маленькая женщина сыграла в свою игру с тоталитарным режимом


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки